22 апр. 2014 г.

Проблемка???

   Недавно дала 11-классникам задание: сравните женские образы в русской литературе с 19 по 21 век. Двадцатый век - Матрена из повести А. Солженицына "Матренин двор" (задание было дано на последнем уроке по произведению). А вот из 19 и 21 века примеры надо было выбрать самостоятельно.
   С 19 веком проблем не возникло: весь 11 А выбрал Татьяну Ларину из "Евгения Онегина", 11 Б и В классы список   дополнили Катериной из "Грозы" и Сонечкой из "Преступления  и наказания". (Поразительно, но Марфу Тимофеевну из  поэмы "Кому на Руси жить хорошо" вспомнила только 1 группа из 18! А ведь именно она , на мой взгляд, ближе всего к Матрене.)
    А вот выбрать  героиню из 21 века оказалось о-о-о-чень трудно. Далее современных "сыщиц" из  рассказов Дарьи Донцовой дело не пошло!!!! После некоторых раздумий пара групп выбрала жену Служкина из книги "Географ глобус пропил".  В глазах других читался немой вопрос: А КОГО ЕЩЕ??????
  Уважаемые читательницы, а какую бы героиню  вы предложили?


14 апр. 2014 г.

Чингиз Айтматов "Плаха"

  Люди, учившиеся в СССР, прекрасно помнят уроки литературы, на которых изучались писатели из союзных республик. Вспомните ли вы теперь кого-нибудь? Пожалуй, Чингиз Айтматов и остался в памяти человеческой.


  Однако современным детям и это имя не знакомо. Даю задание на уроке в 11 классе:"Читаем "Плаху"! Автор - Чингиз Айтматов." Головы подняли, в глазах непонимание... кто такой? Для многих стал откровением этот киргизский писатель.  Его роман "Плаха" осилили не многие, потому что читается с трудом: длинные, почти толстовские предложения;  размышления о жизни, о Боге;  путаные мысли героя, перескакивающие с первого лица на третье... Уловить суть трудно современному школьнику.
   В основе сюжета - история праведника Авдия Калистратова, который пытался нести в народ разумное, доброе, вечное. Да только народ-то его не понял: сборщики наркотиков, алкоголики, отправившиеся на убийство сайгаков,  да и просто озлобленные люди не способны воспринимать слово Божье. Это их раздражает и злит. Как итог - смерть главного героя. Совсем как Иисус, он принял муки , искупив тем самым грехи вероотступников. А надо ли им это было? Оправдана ли его смерть?
    От себя добавлю, что читала долго, неделю, по вечерам. Не могу сказать, что в восторге. Плохо воспринимаю книги с размышлениями о Боге, с образами Иисуса Христа ( к сравнению, сцена разговора Иисуса и Понтия Пилата у Михаила Булгакова читается легче). Да и негатив, что исходит от описанных событий, не прибавляет оптимизма. В жизни такого хватает, поэтому стараюсь избегать такой литературы.


  

5 апр. 2014 г.

Приятное открытие

    День сегодняшний начинался довольно банально, по звонку: звонок будильника, звонок подъезжающего трамвая, звонок, зовущий на урок все неугомонное сообщество школы... Но я и подумать не могла, что в этих простых вещах, в обыденных звуках есть столько интересного! Не верите? Тогда вам стоит почитать рассказ Михаила Осоргина "Пенсне". Такого вкусного описания привычных нам вещей я еще не читала...
 Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца,-- но лицо у нее свое, забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах,-- и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан -- носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница -- почтовая марка. 
  Согласитесь,  как точно подметил автор суть каждого из предметов. Так и хочется воскликнуть:"Да, да, так и есть!!!" 
  Но поразительные описания не заканчиваются на этом. Далее автор выдвигает очень смелую, но правдоподобную  идею...
... меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни вещей -- не всех, а некоторых. Это -- страсть к путешествиям. Таковы: коробка спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился, это эти вещи время от времени уходят гулять -- на минуту, на час, иногда на очень долгий срок.  
  Вспомните, разве у вас не было такого, когда, например, ключи от входной двери вдруг самостоятельно покидали постоянное место "лежания" и не появлялись на нем дня три? Или любимая брошь, которая целую вечность пролежала в шкатулке, самым загадочным образом куда-то исчезала в  нужный момент и находилась, когда была без надобности? Что вы делаете в таких случаях? Я обычно говорю:"Чертик, чертик, поиграй и обратно мне отдай!")))
А Михаил Осоргин продолжает:
... Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и "неодушевленности",-- я бы и посейчас думал так элементарно....
  ... Обычно мимо таких фактов проходят, не придавая им значения. Напрасно! Вглядывайтесь внимательнее, и вам откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно той жизни, которую мы для них выдумали.... 
  Заинтригованы? Почитайте этот чудный, совсем  небольшой  рассказ и узнаете историю путешествия одного старенького пенсне. Поверьте, получите массу удовольствия. 

22 мар. 2014 г.

   Интересно, а  задумывались ли вы когда-нибудь на таким вопросом:"Кто кого воспитывает: мы - животных, или они -  нас?" Как, вам показался такой вопрос странным? Еще бы, человек - царь природы, и ,без всяких сомнений, только он способен воспитать собаку, кошку или другое понравившееся ему животное.
   А вот и нет! Совсем противоположную точку зрения раскрывает в своей книге "Собака Пёс" Даниэль Пеннак.  Рассказ о собаке идет от лица самой собаки со странной кличкой Пёс (заметьте, совсем в духе Владимира Маяковского, назвавшего свою собачку Щеник). Собака - не просто голодное оборванное существо очень страшного вида, а  животное (как бы это странно не звучало)  с внутренним миром, со своими нравственными принципами, выверенными годами, полными бед и несчастий. На протяжении 172 страниц перед нами пролетает вся жизнь Пса: от рождения до ... нет , не до смерти, а до счастливого конца - нахождения своей настоящей, любящей Хозяйки, которую он воспитывал в течение небольшого срока. Как же можно воспитать свою Хозяйку? Об этом книга Д. Пеннака.
   От себя еще добавлю: читается очень легко (за это отдельное спасибо переводчице Н. Шаховской) и быстро. Тем более,  вы знаете , что все закончится happy and.


17 мар. 2014 г.

Почти что по Д. Пеннаку

  Пару недель назад выкладывала пост о книге "Как роман", написанной Даниэлем Пеннаком, в которой автор щедро делится советами и приемами приобщения ребенка к чтению.  Один из таких приемов гласит: предложите ребенку читать в среднем по 5-10 страниц в  день. И тогда книга в 400 страниц не будет казаться ему страшным чудовищем.
 Сегодня же хочу поделиться подсмотренной у Анны Гончаровой картинкой. 



Её создатели, сами того не подозревая, вложили в уста А. П. Чехова один из способов "ненапряжного" чтения. Может именно таким образом  сегодняшние школьники нас, педагогов, услышат?)))

14 мар. 2014 г.

Опять классика

   И снова уроки литературы зовут вернуться к  традиционной для 11 класса классике) Прочитала на одном дыхании произведение А. Солженицына "Матренин двор".  О  ком (о чем) оно?
   Главная героиня, Матрена, тихая, безобидная женщина. Её судьба была типичной для женщин СССР  50-60 годов: вышла замуж до революции, без всякой любви;  надрывалась на колхозных работах, а когда стала больна и немощна, то колхоз ее "выбросил", как отработанный материал;  муж пропал без вести на войне... Доживала свой век хворая  Матрена одна в холодной разрушающейся избе, не имея за душой ни гроша, и при этом ни на кого не роптала, воспринимая происходящее как должное. Но где-то глубоко таилась в ней какая-то женская сила. Именно про таких как она, писал еще в 19 веке Н. А. Некрасов:

...Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет...

   Но это мое представление о Матрене. По мнению же автора - это история праведницы. Второй день осмысляю прочитанное и рассуждаю: кто же прав?


P.S. Какой-то маленький пост получился. Неужели сказать нечего о произведении? Нет, есть о чем рассказать, но для этого нужно время, чтобы чувства успокоились... Как-то грустно и тоскливо на душе...

7 мар. 2014 г.

Случайная книга

   За хорошую работу на Летнем Фестивале  чтения мне пришли в подарок книги. (Писала о них в посте "Елочка филолога".  ) Среди книг оказалась случайно, а может и нет))) книга Даниэль Пеннака "Как роман". Маленькая такая... беленькая... с фиолетовым корешком... Но какая глубокая по наполнению!
Аннотация в самом начале гласит:
"Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать - не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу."
  "Кого же?- спросите вы. - И  главное, что же в этом случае делать?" В своей книге "Как роман" Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколько и результативными.
   Педагог, Пеннак блестяще воплотил эти методы в школе и научил любви к чтению своих учеников. Писатель, он заставил читать и любить свои книги весь мир.
  
    "Интересно, интересно!" - подумала я и открыла первую страницу.... Теперь книга вся в почеркушках (да простят мне те, кто свято верит, что на книгу дышать нельзя, а уж "прочитать с карандашом в руках  и пометками на полях" - это кощунство).
   Что же было интересно для меня?
  Во-первых, это принципы работы с книгой:
  1. Право не читать
  2. Право перескакивать
  3. Право не дочитывать
  4. Право перечитывать
  5. Право читать что попало
  6. Право читать где попало
  7. Право втыкаться
  8. Право читать вслух
  9. Право молчать о прочитанном    
Согласитесь, вы ведь именно так и читаете книги? 
Во-вторых, просто замечательные мысли (коллеги меня поймут):
  • Глагол "читать" не терпит повелительного наклонения.
  • Книга - кирпич на голову, спрессованная вечность, материализовавшаяся скука. (Вот что такое книга для подростков.)
  • А радость чтения совсем рядом. Достаточно дождаться вечера, прийти к нему (ребенку) в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение.
  • Вот только мы - "педагоги" - мы-то ростовщики, не дающие отсрочек. Держатели знания, мы ссужаем его под проценты. Должен поступать доход! И в срок! Иначе мы усомнимся уже в себе.
  • Школа - фабрика необходимых знаний и неизбежно требует усилий. Преподаваемые предметы - орудия воспитания ответственности. А учителя - механизмы запуска этих орудий...
Хотите сами насладиться чтением этих истин? Пожалуйста, книга "Как роман".