22 апр. 2014 г.

Проблемка???

   Недавно дала 11-классникам задание: сравните женские образы в русской литературе с 19 по 21 век. Двадцатый век - Матрена из повести А. Солженицына "Матренин двор" (задание было дано на последнем уроке по произведению). А вот из 19 и 21 века примеры надо было выбрать самостоятельно.
   С 19 веком проблем не возникло: весь 11 А выбрал Татьяну Ларину из "Евгения Онегина", 11 Б и В классы список   дополнили Катериной из "Грозы" и Сонечкой из "Преступления  и наказания". (Поразительно, но Марфу Тимофеевну из  поэмы "Кому на Руси жить хорошо" вспомнила только 1 группа из 18! А ведь именно она , на мой взгляд, ближе всего к Матрене.)
    А вот выбрать  героиню из 21 века оказалось о-о-о-чень трудно. Далее современных "сыщиц" из  рассказов Дарьи Донцовой дело не пошло!!!! После некоторых раздумий пара групп выбрала жену Служкина из книги "Географ глобус пропил".  В глазах других читался немой вопрос: А КОГО ЕЩЕ??????
  Уважаемые читательницы, а какую бы героиню  вы предложили?


5 комментариев:

  1. Лариса, очень понимаю трудность ребят при выборе героинь 21 века. Во-первых, прошло только первое десятилетие нашего века и типичной образ героини еще не сложился. Но читая произведения наших современников, мы видим женские образы. Относятся ли они к 21 веку или все же из 20 века? Вопрос неоднозначный. События в произведениях описаны 20 века, а книги изданы сейчас. Но если рассматривать Дину Рубину как нашу современницу (21 век), то в ее романах, повестях и рассказах достаточно женских образов. Я бы порекомендовала старшеклассникам внимательнее приглядеться к образу Анны-Нюты из романа "Почерк Леонардо". Мне кажется, что в ней есть черты наших современниц. В череда интереснейших женских образов из романа "На солнечной стороне улицы". Они разные, но очень похожу на нас. Можно рассматривать образы из произведений Виктории Токаревой, Людмилы Улицкой. Сама удивилась, что среди авторов всплывают женские имена. ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо за подсказки. С Божьей помощью справились дети с этим заданием. Однако выводы по всем героиням были разными. Кто-то вышел на то, что женщины современные сильно отличаются от тех, что было 100 - 200 лет назад. Более активны, агрессивны, настойчивы... Причем, дети отмечали, что это далеко не положительные качества. Кто-то говорил, что женщина на протяжении веков не изменилась: все также стремиться создать домашний очаг, ей все также хочется любви и ласки. И представьте, провели параллель сквозь время и расстояния)))

      Удалить
  2. Ага, я с ними согласна, что несмотря на агрессивность, независимость, активность женщинам все так же хочется любви, ласки, романтики, цветов стихов...

    ОтветитьУдалить
  3. Думаю, нет жесткой привязки женских образов в русской литературе к хронологии. Можно с полным основанием рассматривать женские образы описанные в 20 веке как предтеч из 19 или потомков в 21 веке. Ведь и время является текучим, исходя из современных физических представлений о нем, а что говорить об образах литературы, искусства. может быть женщины 21 века еще не проявились или мы не воспринимаем их, считая тенями прошлого. Вот ошибка - дискретное восприятие не дающее понять нераспавшуюся связь времён.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаете. Александр, перед ребятами не стояла конкретная задача, найти логические связи между образами в русской литературе. Кто-то сам старался найти (под это и героини подбирались, отсюда и вывод был определенный: говорили о сходствах). Кто-то никаких параллелей не простраивал, героинь выбирал по принципу: что помним)) Так что в данном вопросе нет точного ответа. Цель данного урока - поразмышлять, сравнить, проанализировать, доказать свою точку зрения..))

      Удалить