7 мар. 2014 г.

Случайная книга

   За хорошую работу на Летнем Фестивале  чтения мне пришли в подарок книги. (Писала о них в посте "Елочка филолога".  ) Среди книг оказалась случайно, а может и нет))) книга Даниэль Пеннака "Как роман". Маленькая такая... беленькая... с фиолетовым корешком... Но какая глубокая по наполнению!
Аннотация в самом начале гласит:
"Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать - не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу."
  "Кого же?- спросите вы. - И  главное, что же в этом случае делать?" В своей книге "Как роман" Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколько и результативными.
   Педагог, Пеннак блестяще воплотил эти методы в школе и научил любви к чтению своих учеников. Писатель, он заставил читать и любить свои книги весь мир.
  
    "Интересно, интересно!" - подумала я и открыла первую страницу.... Теперь книга вся в почеркушках (да простят мне те, кто свято верит, что на книгу дышать нельзя, а уж "прочитать с карандашом в руках  и пометками на полях" - это кощунство).
   Что же было интересно для меня?
  Во-первых, это принципы работы с книгой:
  1. Право не читать
  2. Право перескакивать
  3. Право не дочитывать
  4. Право перечитывать
  5. Право читать что попало
  6. Право читать где попало
  7. Право втыкаться
  8. Право читать вслух
  9. Право молчать о прочитанном    
Согласитесь, вы ведь именно так и читаете книги? 
Во-вторых, просто замечательные мысли (коллеги меня поймут):
  • Глагол "читать" не терпит повелительного наклонения.
  • Книга - кирпич на голову, спрессованная вечность, материализовавшаяся скука. (Вот что такое книга для подростков.)
  • А радость чтения совсем рядом. Достаточно дождаться вечера, прийти к нему (ребенку) в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение.
  • Вот только мы - "педагоги" - мы-то ростовщики, не дающие отсрочек. Держатели знания, мы ссужаем его под проценты. Должен поступать доход! И в срок! Иначе мы усомнимся уже в себе.
  • Школа - фабрика необходимых знаний и неизбежно требует усилий. Преподаваемые предметы - орудия воспитания ответственности. А учителя - механизмы запуска этих орудий...
Хотите сами насладиться чтением этих истин? Пожалуйста, книга "Как роман".

7 комментариев:

  1. Лариса, у меня дежавю. Увидела фотографию Пеннака в вашем посте. Испытала абсолютно аналогичные эмоции, когда "взахлеб" читала "Как роман", тут же понесла детям, даже все правила распечатала и вывесила в своей библиотеке. Отправляю ссылочку на мой ноябрьский пост http://allakireeva.blogspot.ru/2013/11/blog-post_6035.html С праздником весны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, я вспомнила этот пост по названию))) Читала его в ноябре. А вот книгу тогда не знала. Теперь все по-другому: встретила сети родственную душу)
      Ваш пост и комментарии навели на мысль: может стоит в классе повесить его советы по чтению на видное место ? А может - обсудить с детьми? И не только с теми, с кем работаю. Зам по ВР давно предлагает создать дискуссионный клуб в школе. Чем не повод для обсуждения? Обдумаю все на досуге.

      Удалить
  2. Нам с Еленой Ворониной в Москве на Координационном Совете Intel-Обучение для будущего в январе этого года Татьяна Пирог подарила по книге Пеннака. Мне — "Фею карабина". Никак руки до неё не доходят пока, но держу её в ближайшем поле зрения. А Ваш отзыв мотивирует на ускорение знакомства с этим автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, еще одна его книга из зимней закупки лежит на столе. Это "Собака Пес" . Пока произведение ждет своего часа. В городе объявлен карантин по гриппу. Есть повод отвлечься от обязательной литературы и почитать для себя любимой.

      Удалить
  3. Очень интересно, уже перебежала по ссылке... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за ссылку, Лариса! Прочитала, и вся книга с пометками (версия-то электронная). Как же я рада, что прочитала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира. книга очень полезная. Особенно тем, кто завязан на "литературе" и "литературном чтении". Иногда, когда ученики (а веду я с 7 по 11 класс) ставят в тупик нежеланием прочитать то или иное произведение, возвращаюсь к советам Пеннака, перечитываю и осмысляю происходящее. Сразу как-то легче становится.)))

      Удалить