15 авг. 2014 г.

Э. Веркин "Облачный полк"

  Эдуард Веркин "Облачный полк". Эта книга "навеяна" читательскими отзывами, прочитанными в проекте.
Гончарова Анна Анатольевна
Голубева Ольга Николаевна
  Прочитала и ... не пожалела.

  Сюжет произведения прост: главный герой, Дмитрий, вспоминает свою боевую юность в партизанском отряде. Именно юность, потому что ему и его "напарнику" Санычу по семнадцать.  Еще вчера они сидели за школьной партой, а сегодня им пришлось взять в руки автоматы, ходить в разведку, пускать под откос поезд с немецкой техникой.  Однако, несмотря на "патетические слова",  героического мало в этой повести. Больше всего размышлений, чувств, переживаний неопытного в жизни мальчишки: как неудобно ползти по нехоженому снегу, какая невкусная пища, которую готовил отрядный повар, как странно выглядит деревянная птица - подарок Саныча  Алевтине  и т.д.Как будто и не о войне вовсе читаешь... О простых мальчишках, для которых "дворовая войнушка" давно переросла в настоящую войну (а замечать этого, ох, как не хочется, потому что они еще ДЕТИ)...
  А еще, когда я впервые встретила название "Облачный полк", то сразу же в голове появились строчки:
Мне кажется, порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в нашу землю полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...


   Песня "Журавли" как нельзя лучше отражает идею этой книги. По мнению автора, убитые солдаты не умерли, а попали в полк на небе. По сей день там они несут свою службу, охраняя родную землю и тех, кто выжил в кровавой войне.
  Стоит ли читать эту книгу? Обязательно! Причем, надо ее рекомендовать ученикам и проводить параллель с романом Даниила Гранина "Мой лейтенант" и повестью Виталия Семина "Ласточка - звездочка". Очень иного общего.

24 июл. 2014 г.

Ирвин Шоу "Ночной портье"

 
  Откуда взялась эта книга в мое списке, я даже не помню. Просто мелькнула, и я, купившись на знаменитую фамилию автора, благополучно закачала ее в свою эл. читалку. Итак, о чем же она? Ирвин Шоу сам пишет краткое предисловие:
   "...Он был ночным портье. Маленьким человеком, не надеявшимся на перемены к лучшему. Но таинственная гибель одного из постояльцев отеля открыла для него дверь в другую жизнь - яркую, шикарную, порой - авантюрную и опасную, но всегда - стремительную и увлекательную..."
    По нескольким предложениям возникает ощущение, что это сказка о Золушке, только на современный лад  (книга написана в 1975 году) и отражает американскую мечту о счастье. Ощущения меня не обманули. Нечаянные деньги, удачный побег, добрый покровитель, путешествия по Европе,  любовь богатых женщин и ... happy and: счастливая семейная жизнь  в маленьком американском городишке в своем домике на берегу океана.
   А вот авантюр и опасностей здесь не увидела. Мне показалось, что главный герой - как бычок на веревочке: сначала его ведет судьба, а потом - добрый покровитель и сильная волевая женщина.
  Не могу похвалить язык романа (возможно, это скупость перевода?): мне не хватило вкусных  оборотов речи. Однако интересные мысли  встречались и здесь:
  • Это всего лишь деньги, дорогой друг, а мы все же стоим большего.
  • У иных людей, как видно, здравого смысла не больше, чем у лошади.
  • Не принимайте всерьез того, что вам говорит женщина.
  •  Путешествия лишь тогда доставляют подлинную радость, когда вас ждет родной дом. 
  • … надо уйти из дома, чтобы издалека понять, каков твой дом.
  • Деньги и скромность просто несовместимы!
  • … если уж хочешь вернее рассчитывать свое будущее, нельзя отбрасывать прошлое.
 Мне кажется, что эту книгу можно прочитать 1 раз, не больше. Хотя... может вам и захочется это сделать...
Другие отзывы.
Прочитать книгу.
Скачать книгу. 

22 июл. 2014 г.

Джон Грей "Мужчины с Марса, Женщины с Венеры"



   Почти все детские сказки заканчиваются словами: "И жили они долго и счастливо и умерли в один день!" И ни в одной сказке нет описания совместной жизни героев. Почему же так происходит? Наверное, потому, что после свадьбы начинаются совсем не сказочные, а порой трудовые  будни, во время которых мы всеми способами стараемся сохранить нашу семью. Кому-то это удается, а вот у кого-то брак разваливается через месяц-другой. Причина в том, что мы  абсолютно разные!
   Психолог Джон Грэй в своей книге "Мужчины с Марса, Женщины с Венеры" рассказывает о разнице мужчин и женщин в эмоциональном и  психологическом аспектах. "Наш подход к большинству вопросов отличается настолько, что для настоящего взаимопонимания необходим особый общий  язык. Эта книга поможет каждому и каждой этот язык найти и освоить ," - пишет автор в аннотации.
  Конечно, эта книга  не панацея от всех семейных бед. И прочитав ее, вы сразу не начнете жить по-новому. Но кое  в чем она вам поможет разобраться,  понять, почему мужчины в том или ином случае поступают так, а не иначе.
  Вот некоторые мудрые мысли, которые я, проанализировав на  примере мужа,  взяла себе на заметку.
1. Психология мужчины такова: он все должен решить сам. Поэтому не стоит давать ему никаких советов, пока он ЛИЧНО не попросит их у вас.
2. В состоянии стресса мужчина "забивается в свою пещеру" и не идет на контакт. Он просто обдумывает так свое решение. (см. п.1)
3. Мужчина все время должен чувствовать свою нужность в семье. Поэтому его надо постоянно  хвалить за сделанные своими руками вещи, просить сделать что-либо (мужское) и т.д.
4. Женщина всегда думает вслух, приглашая к участию в процессе заинтересованных слушателей. Мужчины всегда думают молча: 95 % мозга  всегда находятся в состоянии анализа проблемы и путей ее решения, и только 5 % - "участвуют с вами в разговоре".
   Советы Джон Грей (практикующий психолог)   дает не только женщинам, но и мужчинам. Глава "Как вы, сами того не зная, можете оттолкнуть от себя своего партнера" (в самом конце 37 стр.) написана и для тех и для других. Например, для женщин:
Обычные ошибки женщин
Почему мужчина чувствует себя нелюбимым
1 . Она пытается улучшить его поведение или помочь непрошеным советом.
1. Он чувствует себя нелюбимым потому, что она перестала доверять ему.
2. Она пытается изменять или контролировать его поведение, делясь своими переживаниями или отрицательными чувствами. (Нет никакого криминала в том, чтобы «поплакаться в жилетку», но только не тогда, когда за этим кроется попытка манипулировать мужчиной или наказать его.)
2. Он чувствует себя нелюбимым потому, что она не принимает его таким, какой он есть.....
   Или вот еще, в начале семейной жизни женщина должна четко установить границы: сколько она может "отдавать" партнеру, чтобы  ее отдача не переросла в последствии в раздражение (Я отдала тебе лучшие годы своей жизни, а ты все это не оценил!) и развод.


  Уважаемые сообщницы, если у вас есть в окружении мужчина (большой или маленький), прочитайте эту книгу, чтобы лучше его понимать. Книга того стоит.
Скачать книгу.
Читать книгу онлайн.

P.S: как любую иностранную книгу ее можно читать по диагонали, т.к. по нескольку раз в разных интерпретациях  повторяются одни и те же мысли.

16 июл. 2014 г.

"Манюня". Продолжение...


  Вот и для меня лето ознаменовалось чтением очередной книги о Манюне "Манюня пишет фантастический роман". И вовсе не потому, что огромное количество восторженных постов встречалось в сообществе. А просто   так захотелось окунуться в далекое советское детство. Туда можно вернуться  с помощью черно-белых фотографий, лежащих на антресолях в больших бархатных альбомах, старых фильмов "Кортик", "Приключение Электроника" или "Красная Шапочка", во время долгих разговоров с подругами и... при чтении "Макнюни".
  Одни главы о пионерском лагере чего стоят! Деревянные корпуса, где жилось вольготно только комарам, туалет с дыркой по середине, до которого надо было еще бежать да бежать, баня на другом конце лагеря с холодной водой, льющейся из душа, "Зарница" и игра в индейцев, родительский день (после которого я регулярно сбегала домой, не выдержав смены до конца) ....Разве в вашем беззаботном детстве такого не было? Я такие лагеря застала не только будучи ребенком, но и во время  летней вузовской практики.
  А как девочки наводили "марафет"? На ресницы клеились лепестки цветов, тени делались из серебрянки, которой красили стены в подъезде, и конечно же ПОМАДА, настоящая, красивая, мечта всех  девочек! (Манюня тайно отрезала  кончик коричневой помады у Ба, за что и поплатилась ...)  А разве вы в детстве тайком от мамы не залезали в ее косметичку, не тратили тушь "Ленинград" с пластмассовой кисточкой, розовую помаду и польские сине-зеленые тени?

   А праздник, посвященный Дню образования СССР? В садике каждый год мы представляли разные национальности. Мы, так же как героини, разучивали танцы, стихи, готовили костюмы (специально к этому празднику мама моя купила где-то бумажные реквизиты к костюмам). Я была украинкой, и мне бабушка делала венок с лентами, которым я очень гордилась, а потом  латышкой.

   А какие торты пекла мама у Нарине!!!! Пальчики оближешь. Тот вкус кулинарных шедевров, на приготовление которых моя мама тратила по 2-3 часа в выходные, забыть просто невозможно!
  Читаешь и ощущаешь, что события, описанные на страницах повести, происходят не с Манюней и Наринэ, а со мной. Как-то все  до боли похоже на то беззаботное детство, в которое без этой замечательной книжки вернуться было бы очень трудно. .

13 июл. 2014 г.

Специальная литература

  Книга Уильяма Зинсера "Как писать хорошо" уже имела честь быть представленной , кажется, в блоге Марии Сониной.  Благодаря  тому посту  она появилась в моей библиотеке. Совсем не зря!!!! Стоит ее почитать (а может, и купить или скачать) учителям русского языка, чтобы  на уроках  познакомить своих взрослых учеников с "правилами хорошего тона" при написании сочинений. (Не знаю, как ваши ученики, но бОльшая часть моих обожает писать рассказики, повести, а кое-кто задумывается даже о романе :D Поэтому "курс молодого бойца" будет проведен в начале сентября обязательно.)
  Что же в книге есть такого необычного, чего не изложено в книгах типа "Как написать сочинение (изложение, очерк, рассказ)?" Пожалуй, ничего. Книга вообще рассчитана на взрослых людей, которые решили осознанно связать свою жизнь с писательством. Но краткость,   доступность и практическая направленность   в изложении основных принципов, методов, жанров, думаю, сделают свое дело.
   Мы, учителя русского языка, всегда учим детей, что в сочинении должно быть 3 части: зачин, основная часть и концовка. Но как часто мы подсказываем им, как (какими словами, приемами) можно начать или закончить  свое сочинение?  У Зенсера этому посвящена целая (8) глава.
   Положа руку на сердце  признайтесь, коллеги, хватает ли у вас времени в учебном году, чтобы разобрать с учениками, как писать мемуары, туристические статьи, как брать интервью или выполнить критический отзыв на произведение искусства? Банальные вещи, которые прописаны нам в программах - это описание человека, места  и действия + деловые бумаги. Сухо, скучно, не интересно, а самое главное, не жизненно. А если к жанрам, предлагаемым Зенсером  приложить еще и выпуск газеты.... то , думаю, получится отличная практика.
   Особенно понравилась глава 9 - "Всего понемножку". В ней автор  описывает свою точку зрения на использование в произведениях частей речи, знаков препинания, на количество абзацев и даже на выбор тематики текстов. Кое с чем можно поспорить, а вот некоторые вещи мне показались неоспоримыми.
  Самое главное, что я обязательно перекопирую и повешу у себя в кабинете, это вопросы, которые надо себе задать, прежде чем приступить к работе:
  1. В какой роли  я собираюсь выступить пред читателями? (репортер, путешественник, сторонний наблюдатель...)
  2. Какое лицо и грамматическое время я выберу? (безличный репортерский; от первого лица, но официальный; от первого лица, но дружески непринужденный...)
  3. Какой будет моя позиция по отношению к материалу? (неравнодушие, отчужденность, мягкий юмор, ирония, осуждение...)
  4. Насколько широко я хочу охватить всю тему?
  5. Какой мой главный тезис?
  Думаю, что и нам с вами, уважаемые "сообщники", такие вопросы могут пригодиться  для создания очередного поста.

30 июн. 2014 г.

Захар Прилепин "Обитель"

   Северные земли, лагеря, ссылки и расстрелы... Печальная страница в истории нашей страны. Но никуда от нее не денешься. Есть страница в истории -  есть страницы и в литературе: А. Солженицын "Агхипелаг ГУЛАГ",  В. Шаламов  "Колымские рассказы".  И  вот теперь книга   Захара Прилепина "Обитель" дополнила картину лагерного  описания. Только в данном случае рассказ идет немного в другом ключе. Сам Прилепин не сидел в 30-е года, а только слышал рассказы от прадеда, общался с потомками тех людей, которые создавали лагерь на Соловках, читал хроники того времени. Поэтому  его книга не просто рассказ о сути концлагеря, а о людях, которые выставляют напоказ свои истинные качества, попадая в суровые  лагерные условия.
   Пожалуй, автографом к книге я бы взяла такую фразу :
"Соловки хороши тем, что здесь все видны, как голые, и раздевать не надо."
  Главный герой - Артем Горяинов. На наших глазах  этот   человек, молодой и горячий, набирается жизненной мудрости.
- Лагерь выявлял в себе всё новые качества, думал Артём: оказывается, тут имелась возможность не только погибнуть на баланах, но и попасть в некий зазор, затаиться, пропасть – и тебя могут не заметить, забыть.

- Теперь он ходил по свету с твёрдым чувством, что где-то надо бы немного преклонить голову, а то снесёт до самого затылка, или пройти боком, потому что всей грудью в проём не помещаешься – но где преклонить, где посторониться?

- Вместо сахара здесь имелся только зримый и хрустящий, как песок, страх. Каждый грыз свой страх, беззвучно ломая зубы.

- Он выглядел как обычный лагерник – зарядьевская выправка его пропала, глаза поутихли, гонор поистратился, походка стёрлась – Артём будто сменил козырную масть на некозырную, тайного туза в рукаве на битую мелочь.
   Вот они этапы взросления.  И самое главное, чтобы в этой нелегкой дороге с названием "Жизнь" вдруг не потерять себя, не уверовать в своей исключительности, не поставить себя выше Бога , о котором так много говорит Захар Прилепин устами святых отцов, коих много было на Соловках.
  Стоит ли читать эту книгу?  Если вы склонные к философскому восприятию действительности, к психологическим наблюдениям за людьми, то читать надо обязательно. В данном случае, книга - учебник жизни. Ну и мысли, над которыми нужно и важно подумать...

- Старая пьеса! Всё вокруг – старая пьеса! В самой старой пьесе было сказано: “Не надо бояться тех, кто убивает тело, но душу убить не сможет, скорее надо бояться тех, кто может и душу, и тело погубить в геенне”

 – Вы ничего ещё не поняли, Артём? Их всех сюда же и посадят. И здесь же и зароют. Тут Бог близко. Бог далеко от себя пропащих детей не отпускает. Этот монастырь – не отпускает! Никогда! 

- Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел. (Это последнее предложение в книге. Жизнеутверждающее??!!)

P.S: вдруг кто-то не увидел  чудесный буктрейлер Елены Цековой по этой книге.

 

26 июн. 2014 г.

Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

     Всегда завидовала Марии Сониной в том, что новинки книжного издательства " Манн,  Иванов и Фербер" проходят через ее руки )))  Вот и мне посчастливилось в первых рядах прочитать книгу, которая только еще вышла в свет:  Дуг Лемов "Мастерство учителя".

    Знаете, когда читала чисто американскую книгу, где-то в  глубине души рождалась гордость за  свои  учителей (т.е. тех людей, которые меня всему этому научили). Все методики, описанные Дугом Лемоном, так или иначе  применялись мной на уроках. Так получилось, что за свою пед. деятельность я поработала с разными детками. Одни обучались в простой школе, другие - в  кор. школе VIII вида, теперь вот физ-мат. школа ( Кто работает в школе, тот поймет все тонкости этих слов). И везде цель была одна: донести до ученика суть программного материала. А вот средства были абсолютно разные. Поэтому все, что описывает Дуг Лемон мне знакомо, только название в русской методике  другое. С уверенностью могу сказать, что все описанные методики работают!!! Это 100 - процентное попадание в результат!!
   Кроме гордости  были некоторые сомнения:  скорее всего, книга  предназначена для учителей начальной школы. Однако, углубляясь, понимала, что  требовать  от ученика  полного ответа - это правильное решение, которое актуально и в среднем, и старшем звене. Всегда предъявлять к ответу  детей повышенные требования, т.е. ставить перед ними  высокую планку в точности, в изложении, в донесении информации, - и это правильная мысль. А глава о том, что на уроке орг. моменты, коих бывает много, надо доводить до автоматизма, чтобы они занимали как можно меньше времени, была очень полезна. И таких примеров могу привести огромное количество.
   Поэтому считаю, что книгу надо купить и прочитать каждому педагогу. Такие произведения заставляют переосмыслить свою пед. деятельность и  поменять некоторые ее составляющие. Конечно же, если вы настроены вообще что-то менять в своей работе! : D