13 июл. 2014 г.

Специальная литература

  Книга Уильяма Зинсера "Как писать хорошо" уже имела честь быть представленной , кажется, в блоге Марии Сониной.  Благодаря  тому посту  она появилась в моей библиотеке. Совсем не зря!!!! Стоит ее почитать (а может, и купить или скачать) учителям русского языка, чтобы  на уроках  познакомить своих взрослых учеников с "правилами хорошего тона" при написании сочинений. (Не знаю, как ваши ученики, но бОльшая часть моих обожает писать рассказики, повести, а кое-кто задумывается даже о романе :D Поэтому "курс молодого бойца" будет проведен в начале сентября обязательно.)
  Что же в книге есть такого необычного, чего не изложено в книгах типа "Как написать сочинение (изложение, очерк, рассказ)?" Пожалуй, ничего. Книга вообще рассчитана на взрослых людей, которые решили осознанно связать свою жизнь с писательством. Но краткость,   доступность и практическая направленность   в изложении основных принципов, методов, жанров, думаю, сделают свое дело.
   Мы, учителя русского языка, всегда учим детей, что в сочинении должно быть 3 части: зачин, основная часть и концовка. Но как часто мы подсказываем им, как (какими словами, приемами) можно начать или закончить  свое сочинение?  У Зенсера этому посвящена целая (8) глава.
   Положа руку на сердце  признайтесь, коллеги, хватает ли у вас времени в учебном году, чтобы разобрать с учениками, как писать мемуары, туристические статьи, как брать интервью или выполнить критический отзыв на произведение искусства? Банальные вещи, которые прописаны нам в программах - это описание человека, места  и действия + деловые бумаги. Сухо, скучно, не интересно, а самое главное, не жизненно. А если к жанрам, предлагаемым Зенсером  приложить еще и выпуск газеты.... то , думаю, получится отличная практика.
   Особенно понравилась глава 9 - "Всего понемножку". В ней автор  описывает свою точку зрения на использование в произведениях частей речи, знаков препинания, на количество абзацев и даже на выбор тематики текстов. Кое с чем можно поспорить, а вот некоторые вещи мне показались неоспоримыми.
  Самое главное, что я обязательно перекопирую и повешу у себя в кабинете, это вопросы, которые надо себе задать, прежде чем приступить к работе:
  1. В какой роли  я собираюсь выступить пред читателями? (репортер, путешественник, сторонний наблюдатель...)
  2. Какое лицо и грамматическое время я выберу? (безличный репортерский; от первого лица, но официальный; от первого лица, но дружески непринужденный...)
  3. Какой будет моя позиция по отношению к материалу? (неравнодушие, отчужденность, мягкий юмор, ирония, осуждение...)
  4. Насколько широко я хочу охватить всю тему?
  5. Какой мой главный тезис?
  Думаю, что и нам с вами, уважаемые "сообщники", такие вопросы могут пригодиться  для создания очередного поста.

6 комментариев:

  1. Лариса, добрый вечер! Заинтриговали. Мы ведь, действительно, с введением ЕГЭ в старших классах практически ничего не говорим о практических жанрах. Хотя я стараюсь это делать в среднем звене. Но это не всегда получается интересно. А как хочется заниматься языком! Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, кроме западного варианта могу посоветовать советский (изд. "Просвещение", 1986 г.) очень интересный. Книга Н. Р. Бершадской, В. З. Халимова "Литературное творчество учащихся в школе". Думаю, что можно сейчас найти ее в интернете.
      В ней описываются разные варианты творческих работ. Пробовала на практике, начинала с 5 класса.

      Удалить
  2. Лариса, спасибо за подсказку о книге, которую я, видимо, пропустила в других блогах. По роду своей деятельности часто пишу различные статьи на методические темы, обобщаю опыт учителей, провожу дистанционные проекты, в которых все-все надо подробно прописывать. Думаю, что эта книга мне очень пригодится в работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, думаю, что почерпнете много полезного. Читая, для себя отметила моменты, на которые обращаю при проверке детских работ: детям ставлю это в минус. Мое мнение совпало в авторским! Ура!!

      Удалить
  3. Лариса, здравствуйте! Спасибо за отзыв. Заинтересовали. Признательна также за ссылочку. Уже скачала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, надеюсь, что найдете для себя интересное. Но надо всегда помнить, что это иностранный вариант. А они . на мой взгляд, не выглядят фундаментальными. Так, много поверхностного. Но, как я всегда говорю, важно найти нужную мысль, потом обдумать, как ее применить , ну и действовать.

      Удалить