7 окт. 2013 г.

Все тот же Максим Горький...

     Никак не могу оторваться от школьной программы:)))  Поэтому очередное произведение - пьеса Горького "На дне". Возможно, кто-то в сердцах воскликнет: "Да сколько можно писать о надоевшей еще в школе классике!!!" Почти так же считала, пока меня педагогическая  дорожка не привела на работу к думающим детям. Поэтому сама  в первую очередь  читаю, анализирую, поражаюсь современности героев и их высказываний. Итак, пьеса "На дне"...
    Герои в силу обстоятельств заброшены на  самое социальное дно. Но не все, попавшие туда, теряют интерес  к жизни, не все перестают размышлять о жизненной правде. Вместе с героями задумываешься, что же лучше для человека: "правда", которая оглушает тебя как обухом, или "ложь"? Нужна ли "ложь во спасение"? Современная молодежь безапелляционна - нет, не нужна. А мне все-таки кажется, что кому-то  нужно это "светлое будущее", к которому стоит тянуться. А вот сумеешь ли ты дойти до него, это уже зависит от тебя лично. Слабой личности не хватит "запала" и на каком-нибудь крутом вираже она сойдет с дистанции, как это сделал Актер, повесившись на пустыре. Сильная, но ничего не желающая менять личность все равно придет туда же, только это "светлое будущее" для нее окажется не таким радужным. (Пепел, вор и беспредельщик, едет в Сибирь не добровольно, а за казенный счет.)  Человек, хвалу которому так гордо в конце пьесы "поет" Сатин, все время решает для себя: быть или не быть, сделать или не сделать, изменить жизнь или  изменить себя!
   А цитаты, которые произносят горьковские герои. Только вчитайтесь в них!
Лука говорит так:
  • Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают... так-то 
Согласитесь, часто мы сторонимся тех, кого считаем ниже своего социального статуса. А что мы про них знаем? Почему они опустились на самую низшую ступеньку социальной лестницы? Что они оставили там, наверху, когда были вполне приличными членами нашего сурового общества? Сразу вспоминается фраза из Библии: "Не судите да не судимы будете!"
  Или Сатин, шулер, горький пропойца, так обосновывает свое нежелание трудиться:
  • Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство.
  Думаю, что многие подписались бы под этим утверждением. Только в отличие от Сатина люди в основном наступают на горло собственной песне, зарабатывают деньги, превращая свою жизнь в рабство. 
 Или вот еще фразы, брошенные Сатиным:

  • ·       В карете прошлого — никуда не уедешь...
  • ·     Человек рождается для лучшего!
  • Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются
Читать -  не перечитать, думать - не передумать! 
Если  ы надумали освежить в памяти это произведение, то прочитать можно , перейдя по ссылке: пьеса "На дне". 
Посмотреть  постановку МХАТа 1952 г. можно здесь. 

 
 

3 комментария:

  1. Лариса, как мне нравится, что Вы читаете вместе с классом классику! Так и представляю Ваши уроки. Мне кажется, что Ваш блог - это продолжение урока литературы. И не говорите, что Вы опять про классику. В этом своеобразие Вашего блога!

    Все, что Вы пишите о пьесе «На дне» - это мнение взрослой женщины, человека видевшего различные стороны жизни и понимающего, что не всегда горькая правда лучше сладкой лжи. А для детей, уже сама проблема заложена в чтении пьесы. Вспоминаю себя в старших классах, очень я не любила читать спектакли, путалась в героях. Да и философские вопросы, которые поднимает Горький, вероятно сложны для современных школьников. Другими мыслями занята у них голова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина. спасибо за комментарий. Получаешь небольшие отклики и понимаешь, что не все так плохо, раз кому-то интересны твои мысли вслух)
      А свои мысли (мысли взрослой женщины, которая любит размышлять над жизненными ситуациями) после прочтения пьесы стараюсь донести детям. Но, как вы правильно подметили, дети детям рознь. Кто-то тверд в своих убеждениях, кто-то готов прислушаться, кто-то просто "мотает на ус" (так хочется на это надеяться). Свято верю, даже если ребенок прочитал краткий вариант пьесы (смеюсь в душе над такой формулировкой: как можно, не прочитав все размышления героев, понять суть их жизненной правды), то возможно с урока он что-то полезное для себя унесет!
      Блажен, кто верует!

      Удалить
    2. Лариса, буду ждать Ваш комментарий на следующее программное произведение.

      Удалить