24 янв. 2015 г.

В предвкушении оперы...

  Писатели по-разному входят в нашу жизнь... Начиная с сегодняшнего дня, на протяжении всей следующей недели  рядом со мной - Эрнст Теодор Гофман. 
 

    Почему же он? Все просто: в пермском театре оперы и балета премьерный показ оперы  Ж. Оффенбаха  "Сказки Гофмана". Опера звучит на французском языке + русские субтитры. (Надо сказать, что на такую оперу иду впервые.) Ну и естественно, хочется познакомиться с оригиналом. 
  Что мы знаем об этом писателе? При его фамилии сразу всплывает одна лишь сказка "Щелкунчик", причем знакома она в основном по фильмам, реже по балету П. И. Чайковского. На поверку же оказалось, что список произведений Гофмана огромен. Кроме сказок в нем есть и новеллы, и повести, и романы.
   В основу же либретто оперы "Сказки Гофмана" были положены рассказы "Песочный человек" и "Советник Креспель". Если вы читали настоящие, не адаптированные для детей, сказки Ш. Перро и бр. Гримм , то поймете меня. Читать, на самом деле, эти рассказы не так весело. Чувство страха нагнетается с первых слов. Не знаю, ставил ли Гофман своей целью создать "первоклассную страшилку", но у него получилось. Недаром где-то в критических заметках перед этими рассказами стоял знак 14+.  
   Еще  поразило, что автор долго подбирается к основной сюжетной линии. В первом рассказе перед основным действом опубликованы письма главного героя, как бы вводящие читателя в суть происходящего, а во втором - долгое повествование о том, как герой приехал в город, как пытался подружиться с Советником Креспелем и т.д. Где-то на середине теряешь терпение и начинаешь листать быстрее, чем обычно. 
  Прочитала либретто к опере и сравнила с рассказами. Надеюсь, что пермский режиссер-постановщик  ухватил  самую суть. Заявлено, как опера о любви! Ну что ж, посмотрим. Осталось недолго. 

                                                        (фото с ген. прогона оперы)

5 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лариса! Я читала "Житейские воззрения кота Мурра", «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Гофмана и другие произведения еще будучи студенткой филологического факультета. Мистические повести и рассказы (`История с привидением`, `Вампиризм`, `Зловещий гость` и др.) тоже отнесла бы к "страшилкам", которые так или иначе сводятся к битве добра и зла за человеческое сердце....
    Буду ждать Ваших впечатлений от оперы:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, отлично помню, что в ВУЗе рассказы Гофмана не казались такими нудными))) Читались быстро и с удовольствием. А вот вчера читала только "из любви к искусству".
      Об опере обязательно отпишусь.

      Удалить
  2. Лариса, я тоже читала на филфаке Гофмана. И уже тогда было понятно, что недетские это сказки, даже тот же красочный рождественский "Щелкунчик". Гофман - философ. Вот только не помню детали его биографии с чего же у него так все мрачно. Уж, наверняка, есть в биографии какая-то причина.

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, почитала биографию Гофмана. Вот что есть на Википедии: "Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

    Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым." Думаю, что плюсом к этому романтическое направление его писательского труда. Как итог - мрачные сказки и романы. Ну что ж, и такие произведения нужны)))

    ОтветитьУдалить
  4. Лариса, Вы меня повеселили по поводу причины появления его мрачных сказок. Все гениальное - просто: пьяное воображение, как и других классиков. Не буду перечислять, т.к. ряд может быть очень длинным. :)

    ОтветитьУдалить