3 окт. 2014 г.

Древнерусская литература

  Вновь учебный год, и времени катастрофически не хватает на свободное чтение. И как бы не хотелось залезать в программу, теперь уже 9 класса средней школы, но, видимо, придется, чтобы не отстать от процесса чтения и написания)))
    "Слово о полку Игореве" стоит по нашей литературной  программе в начале учебного года. Кто-то из учеников старался летом одолеть сие произведение. Ну, одолел, ну ... впечатление особое не произвело. А вот что надо сделать, что бы задело душу? Однозначного ответа на этот вопрос не даст, пожалуй,  никто. Мне кажется, что для интереса надо прочитать реальный вариант текста, написанный на древнерусском языке, получить для осмысления  хитрый вопрос, прослушать внимательно все группы на семинаре в классе и тогда родится чудо... (Как бы нелепо не звучали эти строки, но один из 60 человек написал мне в ВК после разбора, что хотел бы что-то прочитать из военных повестей Древнерусской литературы.)
  О чем же пишет нам автор "Слова..."? Сюжет банален: князь идет войной на половцев, проигрывает сражение, попадает в плен, бежит и благополучно  возвращается на Родину. Но ведь мы, внимательные читатели, понимаем, что главное здесь идея - идея  раздробленности на Руси, разобщенности между русскими князьями.

   На сколько эта идея актуальная в наши дни? С детьми еще это не обсуждали, но вот сочинение уже попробовали написать. Пока ответы  явно разочаровывают. Не многие понимают, что современный русский люд разобщен, как и в 12 веке. В свете последних политических событий единение - важная задача, которую, на мой взгляд, должны пропагандировать в обществе. И такие произведения, как "Слово о полку Игореве" должно стать "настольной книгой" (фильмом, игрой, картиной, мультфильмом и т.д), чтобы люди видели и знали  последствия разобщенности.
   В общем, задело, задело за живое! Стоит ли читать? Не знаю. Но ссылочки на текст даю ;)
Перевод Д. С. Лихачева
Перевод Д. Заболоцкого

5 комментариев:

  1. Лариса, а мне кажется Ваша мысль писать о произведениях из школьной программы очень хорошей, т.к. ученики получают в виде Ваших постов не взгляд человека на службе (учителя), а личностный (обычного читателя). Я и в прошлом году с большим интересом читала Ваши отзывы о классических произведениях, а еще Вы добавляли восприятие современных школьников - получалось очень здорово!
    А вот что касается "прочитать на древнерусском языке "Слово"" , то тут Вы, вероятно, переборщили. Современные школьники значение некоторых русских слов не понимают, а уж что говорить о древнерусском языке. Для них все равно что читать на татарском. И еще про идею. Мне кажется, во-первых, что они в силу возраста не осознают происходящих перемен в обществе, а, во-вторых, они и не жили в едином государстве, поэтому у них нет такого чувства, понятия. Они родились в стране Россия и воспринимают ее в таких рамках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вспоминаю себя в этом возрасте. Мне "Слово..." не понравилось совсем: нудно и скучно было на уроках. Кстати, читали адаптированный (а может переработанный) древнерусский вариант. В современных школьных учебниках перевод Заболоцкого. Очень вольный))) Не все из настоящего положишь на стихи))) Для работы в группах просила прочитать перевод Д. Лихачова. Дети сказали (те, несколько человек, что качественно подходят к работе), что он более информативный в плане поиска материала.Ну, а на древнерусский вариант каждый отреагировал по-своему. Например, 9 в после нескольких кусочков сказал:"Спасибо за чтение, больше не надо!". Ну, а думающий 9 а просил еще и еще)))) Детки-то бывают разные!
      А вот в силу возраста и почти незнания современной истории, понять идейную ценность не смогли. Только 1 чел. из 30 написал, что в связи с событиями на Украине знать свою историю принципиально! К сожалению, о единении общества современным детям "думать пока рано", да и никто с ними не анализирует современную ситуацию. Попыталась сделать это вчера на уроке, тонко и ненавязчиво. По глазам детей, по их ответам поняла, что до некоторых дошло, о чем речь. Думаю, что литература - единственный предмет в школе, на котором можно за счет произведений поговорить обо всем. Стараюсь))))

      Удалить
    2. Вы правы, Лариса, что только на литература не только развивает эмоции, формирует душу, но еще и побуждает к мысли. Если, конечно, с детьми говорить о прочитанном, а не требовать стандартных ответов на типичные вопросы.

      Удалить
  2. Забыла поздравить Вас с Днем учителя. ПОЗДРАВЛЯЮ! Желаю не разлюбить профессию, получать удовольствие от работы и чтобы ученики радовали Вас своим творчеством, любовью к чтению, литературе и языку. Здоровья Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо за поздравление. Так хочется, чтобы все сбылось))) И Вас с праздником. Учитель всегда остается учителем, даже если он в школе давно не работает!

      Удалить