Первые уроки, и , конечно же, разговор о "летнем чтении". Ученики засыпали вопросами:
- А вы читали сами?
- Вам понравилось?
- А свои ощущения от прочтения книги в нашем возрасте помните?
Мнения о разных программных произведениях были и положительные , и отрицательные, а вот на счет рассказов Ивана Бунина споров не было: СКУЧНО!
Долго размышляла над этим. Почему так?
Мировое сообщество в 1933 г. оценило по достоинству его рассказы, написанные, правда, в эмиграции. Бунин получил Нобелевскую премию. В бумаге было написано, что премия присуждается за "строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер". Вот оно... Стоит читать рассказы и постигать "загадочную" русскую душу. Но на первых же страницах одолевает зевота, и сюжет куда-то теряется за длинными, правда, ёмкими, с большим количеством эпитетов, описаниями.
Честно читала сборник рассказов, чтобы потом, на уроках, можно было поспорить с учениками, сказать: "А вот в рассказе.... такая идея..." Плохо читается, действительно, скучно!
И сборник благополучно бы вернулся в книжный шкаф, если бы не стихи. Зарисовки с натуры... Читаешь и как будто сам оказываешься на душистом лугу, где медленно заваривается варенье из июльского разнотравья... Страница, и ты уже в осеннем лесу, который успокаивает душу золотом берез, багрянцем рябин... Еще листаем, и день сменяется на вечернюю зорьку...
Не знаю, как вам, но мне именно у реки вечером хорошо думает о вечном...
Так стоит ли читать Бунина? Думаю, что стоит. Каждый найдет что-то свое в его творчестве. А вы как думаете?
- А вы читали сами?
- Вам понравилось?
- А свои ощущения от прочтения книги в нашем возрасте помните?
Мнения о разных программных произведениях были и положительные , и отрицательные, а вот на счет рассказов Ивана Бунина споров не было: СКУЧНО!
Долго размышляла над этим. Почему так?
Мировое сообщество в 1933 г. оценило по достоинству его рассказы, написанные, правда, в эмиграции. Бунин получил Нобелевскую премию. В бумаге было написано, что премия присуждается за "строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер". Вот оно... Стоит читать рассказы и постигать "загадочную" русскую душу. Но на первых же страницах одолевает зевота, и сюжет куда-то теряется за длинными, правда, ёмкими, с большим количеством эпитетов, описаниями.
Честно читала сборник рассказов, чтобы потом, на уроках, можно было поспорить с учениками, сказать: "А вот в рассказе.... такая идея..." Плохо читается, действительно, скучно!
И сборник благополучно бы вернулся в книжный шкаф, если бы не стихи. Зарисовки с натуры... Читаешь и как будто сам оказываешься на душистом лугу, где медленно заваривается варенье из июльского разнотравья... Страница, и ты уже в осеннем лесу, который успокаивает душу золотом берез, багрянцем рябин... Еще листаем, и день сменяется на вечернюю зорьку...
Не знаю, как вам, но мне именно у реки вечером хорошо думает о вечном...
Так стоит ли читать Бунина? Думаю, что стоит. Каждый найдет что-то свое в его творчестве. А вы как думаете?
Лариса, мне кажется, что Бунин возрастной писатель. До него надо дорасти, что-то в жизни пережить, развить способность философствовать. А в школе дети еще не готовы воспринимать его рассказы, т.к. там сюжет очень прост, нет неожиданных поворотов, нет напряжения, все развивается плавно с большими лирическими отступлениями. Создается ощущение, что скучно.
ОтветитьУдалитьСогласна с вами, Мария. Дети любят экшен, бурное развитие сюжета. Помнится мне один пятиклассник сказал, что ему было скучно читать повесть Гоголя "Майская ночь или утопленница", потому что много описаний и совсем нет действия. Думаю, что он за всех учеников (с 1 по 11 класс) и ответил)
УдалитьВ школьные годы Бунин мимо меня прошел (или я мимо него). А потом прочел "Дни окаянные"... Понимаю, конечно, не за это оценили Бунина в мире. Блогов и ЖЖ тогда не было, а желчь свою надо куда-то изливать... И, при всей его правоте... Помните, у Данелии, "Слезы капали"? Вот таким мне видится Бунин "Дней окаянных" - с осколком чертова зеркала в глазу.
ОтветитьУдалитьДа-да, именно "Окаянные дни"... Сегодня с 11-классниками смотрели на уроке ролик про Бунина, где тонко подмечены его мысли и переживания. Авторы цитируют и из "Окаянных дней"...
УдалитьА еще прочитала интересное сравнение Бунина со странником. Всю жизнь искал там, где было бы душе хорошо. Даже за границей... А в итоге:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора,
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, с чужой, наемный дом,
С своей уж ветхою котомкой!
25.VI. 22 г.
А я очень люблю его "Темные аллеи". Вот в школе не помню изучали ли? Нет, даже не вспомню. В институте, на пятом курсе, любовалась его героинями. И сейчас уже приготовлены два сборника вновь перечитать. А в прошлом году сын гостил у дедушки (моего папы), папа мне звонит и с каким-то недоумением в голосе: "Наташа, ты знаешь, что читает твой сын?" И что читает мой сын? - Бунина. Сыну было 12 лет. Пусть читает Бунина, даже если пока не понимает, позже перечитает и поймет. Потом спрашивала - как Бунин? Великолепно! Я еще такого не читал? Так что пусть читают. Я согласна, возрастное. Но, может, для некоторых, пусть даже единиц - этот возраст настал. А ведь потом не станут читать.. многие.
ОтветитьУдалитьНаталья, вам повезло с читающим сыном) Это большая редкость в наше время)
УдалитьКонечно, ребенка нельзя ограничивать: пусть читает. Ведь в любом возрасте можно браться за классику. Один мой ученик в сочинении написал так: "Классику надо читать три раза. Первый - в школе. Только тогда никто ничего не понимает. Потом уже перечитывать лет в 35, а далее на пенсии..." (Примерно так и написал:D) Но так примерно и происходит. Каждый находит что-то свое.
Как точно сказал Ваш ученик! Очень надеюсь, что не перевелись еще молодые люди, которые так и поступают.
УдалитьВ юности (14 – 15 лет) я запоем читала рассказы Бунина. «Темные аллеи», «Легкое дыхание» - были как ожог для меня!
ОтветитьУдалитьДаже длинные «Антоновские яблоки» я читала медленно, с наслаждением, и при этом (зимой!) явственно чувствовала благоухание яблок. Обожаю Бунина, том его «Избранного» с тех самых пор стоит на полке среди любимых – стоит уже 40 лет…
Елена, очень приятно встретить человека, которого рассказы Бунина не оставили равнодушным.
УдалитьА как же Чистый понедельник, уважаемые? Вот ссылка, если кто не помнит/не читал http://bunin.niv.ru/bunin/rasskaz/temnye-allei/chistyj-ponedelnik.htm
ОтветитьУдалитьУж не знаю как у Вас вели литературу или уж какие Вы были ученики/ученицы, а я прекрасно помню, как мы в школе проходили, благо правда и дело было недавно. Но впечатлило, даже при скудном тогдашнем жизненном опыте все чувства героини были совершенно понятны. Не так давно помнится перечитывала (в связи с Чеховым и МХАТом кажется), стали понятны и чувства героя и набожность героини, и особенно ее невозможность отдаться. Не знаю, взрослый или, как Вы говорите "возрастной" Бунин писатель, но не детский это точно. Но лет в 15-17 его вполне можно понять.
Анна, вот как раз "Чистый понедельник" и будем со своими 11-классниками читать. Посмотрим на их реакцию. Кстати, скачала ролик на YouTube об этом рассказе:
Удалитьhttps://www.youtube.com/watch?v=M3Ze9gD3hAE
Мне ролик понравился больше, чем рассказ)
Господь с Вами, чем этот видеоролик может помочь в изучении рассказа? Так только, Москву по фотографиям представить, не более.
ОтветитьУдалитьАнна, видеоролик никак не поможет в изучении рассказа. Но вот либо усилить впечатление, либо помочь посмотреть под другим углом на сюжет - это возможно. Мне кажется, что цель создаваемых видеороликов вообще как раз не в ознакомлении с содержанием, а в том, чтобы прочувствовать эмоциональный настрой произведения. Хотя любое творение - это сугубо личное восприятие автором книги или стихотворения.
УдалитьТогда почему же он у Вас как-то вместо?
ОтветитьУдалитьНе вместо, а параллельно))) Давно заметила, каждый человек понимает по-своему)
Удалить"Мне ролик понравился больше, чем рассказ"
УдалитьСтранно, не думала, что Бунин может быть скучным. Я из того поколения, которое уже читало в школе рассказы Бунина на уроках, и впечатления были самые благоприятные, обсуждения- многословными и страстными (справедливости ради надо сказать, что я училась в гуманитарно ориентированном классе). Предположу, что сложность в восприятии может быть связана с своего рода многослойностью произведений, и охватить их сразу целиком очень непросто. Слой сюжета, слой системы образов, слой лирических описаний и сравнений. Мне, вот, очень долго был непонятен в рассказах Бунина чувственный аспект любви и его поэтизация. Казалось всё с каким-то налётом безнравственности. Буквально недавно я стала воспринимать эти моменты по-другому.
ОтветитьУдалить...И сейчас время от времени я перечитываю рассказы и стихи Бунина. И мне сосем не скучно. Желаю и Вашим ученикам уловить красоту произведений этого писателя.
Много думала над тем, почему не все воспринимают рассказы Бунина. Думаю, что это связано с ... не знаю как сказать, может со свойствами нервной системы? Кто-то предпочитает быстрый тем жизни. Для него в книгах важен сюжет, его динамичность. Кто-то ценит размеренный слог, обилие описаний. Книги о природе - это его любимые.
УдалитьРассказы Бунина насыщены описаниями. Каждое слово подобно жемчужине, из которых получается драгоценное ожерелье/ Cлово в текст включено не просто так, оно помогает понять авторский замысел, раскрыть систему образов. Можно читать и любоваться лексическим набороv рассказа.
Но не каждому это по душе. Я , все-таки, за динамику сюжета))
Вы сами-то любили?
УдалитьЗдравствуйте! Я тоже читала Бунина в школе, но совсем не помню этого... Полюбила его уже лет в 18-19. "Темные аллеи", "Легкое дыхание" и "Чистый понедельник" до сих пор в памяти...
ОтветитьУдалитьЭльвира, все рассказы, что вы перечислите, относятся к любовной тематике. Причем любовь в них показана как нечто тонкое, воздушное, легкое и возвышенное. В моем миропонимании, я бы такие рассказы отнесла к "женским". Как правило, женщины ищут такую вечную любовь) А если учесть, что у меня в классе 8 девочек и 22 мальчика, то вряд ли такие рассказы будут востребованы. Но попробуем поговорить. Думаю, что опыт понимания женской души будет им полезен)
УдалитьА как по-вашему сильная половина любовь видит? Брутально, с матом и пивом?!
УдалитьЗдравствуйте, Лариса! Если будет время, расскажите, как прошло... Вот я помню только эти рассказы, надо будет перечитать еще другие и подумать, почему они у меня в памяти не задержались.
УдалитьЭльвира, как-то не собралась обсудить с детьми рассказы о любви. В программе даются рассказы на выбор учителя. Мы обсуждали самый мистический и трагический рассказ "Господин из Сан-Франциско". Тема Смерти и ничтожности человека в мире, в масштабах Вселенной описана автором, важно только все это разглядеть за описаниями и почти отсутствующим сюжетом. Вроде дети осознали) По крайней мере, говорили, рассуждали, сравнивали и вдумывались в прочитанное. Впереди Куприн с его "Олесей". Та же любовь. Вот и посмотрим, доросли ли дети до обсуждения этой темы.
Удалить