Книга Уильяма Зинсера "Как писать хорошо" уже имела честь быть представленной , кажется, в блоге Марии Сониной. Благодаря тому посту она появилась в моей библиотеке. Совсем не зря!!!! Стоит ее почитать (а может, и купить или скачать) учителям русского языка, чтобы на уроках познакомить своих взрослых учеников с "правилами хорошего тона" при написании сочинений. (Не знаю, как ваши ученики, но бОльшая часть моих обожает писать рассказики, повести, а кое-кто задумывается даже о романе :D Поэтому "курс молодого бойца" будет проведен в начале сентября обязательно.)
Что же в книге есть такого необычного, чего не изложено в книгах типа "Как написать сочинение (изложение, очерк, рассказ)?" Пожалуй, ничего. Книга вообще рассчитана на взрослых людей, которые решили осознанно связать свою жизнь с писательством. Но краткость, доступность и практическая направленность в изложении основных принципов, методов, жанров, думаю, сделают свое дело.
Мы, учителя русского языка, всегда учим детей, что в сочинении должно быть 3 части: зачин, основная часть и концовка. Но как часто мы подсказываем им, как (какими словами, приемами) можно начать или закончить свое сочинение? У Зенсера этому посвящена целая (8) глава.
Положа руку на сердце признайтесь, коллеги, хватает ли у вас времени в учебном году, чтобы разобрать с учениками, как писать мемуары, туристические статьи, как брать интервью или выполнить критический отзыв на произведение искусства? Банальные вещи, которые прописаны нам в программах - это описание человека, места и действия + деловые бумаги. Сухо, скучно, не интересно, а самое главное, не жизненно. А если к жанрам, предлагаемым Зенсером приложить еще и выпуск газеты.... то , думаю, получится отличная практика.
Особенно понравилась глава 9 - "Всего понемножку". В ней автор описывает свою точку зрения на использование в произведениях частей речи, знаков препинания, на количество абзацев и даже на выбор тематики текстов. Кое с чем можно поспорить, а вот некоторые вещи мне показались неоспоримыми.
Самое главное, что я обязательно перекопирую и повешу у себя в кабинете, это вопросы, которые надо себе задать, прежде чем приступить к работе:
Думаю, что и нам с вами, уважаемые "сообщники", такие вопросы могут пригодиться для создания очередного поста.Что же в книге есть такого необычного, чего не изложено в книгах типа "Как написать сочинение (изложение, очерк, рассказ)?" Пожалуй, ничего. Книга вообще рассчитана на взрослых людей, которые решили осознанно связать свою жизнь с писательством. Но краткость, доступность и практическая направленность в изложении основных принципов, методов, жанров, думаю, сделают свое дело.
Мы, учителя русского языка, всегда учим детей, что в сочинении должно быть 3 части: зачин, основная часть и концовка. Но как часто мы подсказываем им, как (какими словами, приемами) можно начать или закончить свое сочинение? У Зенсера этому посвящена целая (8) глава.
Положа руку на сердце признайтесь, коллеги, хватает ли у вас времени в учебном году, чтобы разобрать с учениками, как писать мемуары, туристические статьи, как брать интервью или выполнить критический отзыв на произведение искусства? Банальные вещи, которые прописаны нам в программах - это описание человека, места и действия + деловые бумаги. Сухо, скучно, не интересно, а самое главное, не жизненно. А если к жанрам, предлагаемым Зенсером приложить еще и выпуск газеты.... то , думаю, получится отличная практика.
Особенно понравилась глава 9 - "Всего понемножку". В ней автор описывает свою точку зрения на использование в произведениях частей речи, знаков препинания, на количество абзацев и даже на выбор тематики текстов. Кое с чем можно поспорить, а вот некоторые вещи мне показались неоспоримыми.
Самое главное, что я обязательно перекопирую и повешу у себя в кабинете, это вопросы, которые надо себе задать, прежде чем приступить к работе:
- В какой роли я собираюсь выступить пред читателями? (репортер, путешественник, сторонний наблюдатель...)
- Какое лицо и грамматическое время я выберу? (безличный репортерский; от первого лица, но официальный; от первого лица, но дружески непринужденный...)
- Какой будет моя позиция по отношению к материалу? (неравнодушие, отчужденность, мягкий юмор, ирония, осуждение...)
- Насколько широко я хочу охватить всю тему?
- Какой мой главный тезис?
Лариса, добрый вечер! Заинтриговали. Мы ведь, действительно, с введением ЕГЭ в старших классах практически ничего не говорим о практических жанрах. Хотя я стараюсь это делать в среднем звене. Но это не всегда получается интересно. А как хочется заниматься языком! Спасибо за отзыв!
ОтветитьУдалитьОльга, кроме западного варианта могу посоветовать советский (изд. "Просвещение", 1986 г.) очень интересный. Книга Н. Р. Бершадской, В. З. Халимова "Литературное творчество учащихся в школе". Думаю, что можно сейчас найти ее в интернете.
УдалитьВ ней описываются разные варианты творческих работ. Пробовала на практике, начинала с 5 класса.
Лариса, спасибо за подсказку о книге, которую я, видимо, пропустила в других блогах. По роду своей деятельности часто пишу различные статьи на методические темы, обобщаю опыт учителей, провожу дистанционные проекты, в которых все-все надо подробно прописывать. Думаю, что эта книга мне очень пригодится в работе.
ОтветитьУдалитьМарина, думаю, что почерпнете много полезного. Читая, для себя отметила моменты, на которые обращаю при проверке детских работ: детям ставлю это в минус. Мое мнение совпало в авторским! Ура!!
УдалитьЛариса, здравствуйте! Спасибо за отзыв. Заинтересовали. Признательна также за ссылочку. Уже скачала.
ОтветитьУдалитьНаталья, надеюсь, что найдете для себя интересное. Но надо всегда помнить, что это иностранный вариант. А они . на мой взгляд, не выглядят фундаментальными. Так, много поверхностного. Но, как я всегда говорю, важно найти нужную мысль, потом обдумать, как ее применить , ну и действовать.
Удалить