9 июн. 2016 г.

А. Вампилов. Рассказы

   В школьной программе только в 11 классе (да и то в обзорных темах) встречается фамилия этого автора - Александр Вампилов. 

Что Вам сразу вспоминается? "Утиная охота"? "Старший сын"? "Прошлым летом в Чулимске"? Пожалуй, да. 
А я сегодня вдруг открыла для себя другого Вампилова ... не драматурга, а прозаика. Коротенькие рассказики нашлись в интернете. Но как же интересно было их читать!!!
"Александр Вампилов, "Избранное". М., Согласие, 1999"
 О чем же они? О жизни! Просто жизненные зарисовки. Как будто шел  по улице человек с тонкой душой, поглядывал по сторонам и запоминал, что происходит вокруг. А дома уже в толстую тетрадочку все увиденное записал... 
  Каждый рассказик начинается необычно, как будто автор хочет с самого начала завладеть вниманием читателя...
  - Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми
драматическими моментами в жизни человека...  
- Пассажирский поезд прибыл на станцию Сачки неестественно точно, как
щепетильный влюбленный на свидание, - ни минутой раньше, ни  минутой  позже...
- Никто  не  возьмет  на  себя  смелость  утверждать,  что  ссоры   между
влюбленными необходимы...
- Если вы беспредельно счастливы, начиная с того, что вам везет в  любви,
и кончая тем, что вам не жмут ваши туфли, и если кто-нибудь скажет вам,  что
страдания украшают и возвышают человека, не слушайте и не верьте...
 
  Ничего вам не напоминает? Л. Н. Толстой... "Анна Каренина"... Простое, но вместе
 с тем гениальное начало такого романа... Все гениальное - просто!
  И суть иного рассказика наводит на разные размышления, литературные параллели...
Необычная концовка не дает просчитать ход сюжета... А язык произведений!! Какие 
необыкновенные    сравнения!!! 
  В общем, почитайте, не пожалеете!
___________________________________________________________
Началось все собственно вот с этого рассказа...
Тополя 
 
     Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь.
     Совсем такой же, как сейчас, был вечер.  Такой  же  пронзительно  синий
воздух, так же сверкали вмерзшие в лужи огни фонарей, эти же самые тополя  -
корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве. Старая садовая решетка  и
сам сад - темные пятна сосен, серые паутины берез, незаметные акации,  немая
улочка. И над всем этим - тополя.
     Тогда я был беззаботный студент, сейчас мне сорок три. А тополя все  те
же, и, кажется, никогда  они  не  могли  быть  тонкокожими,  бледно-зелеными
саженцами. Тот же от них запах - сладкая, прилипчивая горечь. Только ветерок
- и ноздри раздуваются от этого запаха и непонятно сильно стучит сердце.
     Я был беззаботный студент. Голова кружилась от весны, от молодости,  от
удач. Я не гонялся тогда за счастьем, а наступал ему на пятки нечаянно,  как
наступаю сейчас на эти лужицы.
     В тот вечер я шел к своей невесте. Ничто не  мешало  мне  считать  себя
счастливым. И только в запахе  тополей,  в  их  торжественных  фигурах  было
предчувствие чего-то необыкновенного. И необыкновенное случилось. Она быстро
шла навстречу. Она не остановилась,  не  замедлила  шага.  Она  промелькнула
мимо. Но я видел ее улыбку! Видел! И  вижу  сейчас.  Улыбка  говорила:  "Как
странно! Я предчувствовала, что сейчас тебя встречу... Как странно. Но  меня
ждут. Я спешу..." "Куда!" - закричал я беззвучно. "Куда!" - кричали тополя.
     Но она не слышала, и синь, вот эта мутнеющая синь затянула ее.
     А сейчас под этими тополями я бреду  домой,  к  жене,  к  десятилетнему
сыну. Женился я по любви, моя жена умная, красивая, добрая женщина. Я  люблю
сына, люблю жену, не могу представить себя без них.
     Но все летит к  черту,  когда  приходят  эти  жуткие  весенние  вечера.
Крадучись, как вор, непреодолимо, как лунатик,  я  прихожу  сюда  и  шатаюсь
здесь,  под  этими  тополями.  Здесь,  именно   здесь,   когда   таким   вот
безумно-синим сделался воздух и так торжественно застыли тополя - она быстро
шла навстречу. Я видел ее! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я  видел  ее
улыбку!
     Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная, вечная
боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска!
     И потому хочется закричать  и  заплакать,  хочется  потому,  что  я  ее
никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий