Из диалога в лаборантской....
Учитель истории говорит коллеге:
- А давай побольше текстов разных наберем и детям на уроках давать будем: они совсем с текстами работать не умеют. Сколько ни бьюсь, главное не видят в тексте.
____________________________________________________________________________
А и вправду, коллеги, учим ли мы детей работать с параграфом? В мои далекие школьные годы было обязательным при подготовке дом. задания прочитать параграф и ответить после него на вопросы. (Именно по ним на уроке учитель и спрашивал.) Вот тут и отрабатывалось умение увидеть нужное в тексте учебника, осознавать прочитанное, формировался навык пересказа. А сейчас? Что греха таить, не используем теперь на уроках подобный устный ответ, да и по прочитанному работаем, не залезая в детали.
Для себя, чтобы не отстать от жизни, лет 5 назад прикупила книжечку про технологию критического мышления, в которой как раз описана масса полезных приемов, позволяющих продуктивно работать с текстом. Но речь не об этой книге...
22 февраля побывала в Москве на свободной встрече свободных учителей-филологов. Именно оттуда привезла книгу Г. В. Пранцовой и Е. С. Романычевой "Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом".
В книге описаны разные современные стратегии текстовой деятельности и предложены разнообразные тексты, в процессе работы с которыми можно освоить стратегии чтения учебных и художественных текстов.
В книге 2 раздела.
1 РАЗДЕЛ - теоретический. Здесь перечислены современные стратегии чтения научного и учебного текстов, современные образовательные технологии для совершенствования читательской грамотности, показаны варианты текстовой читательской деятельности при работе с художественными произведениями. Отдельные главы посвящены литературе non-fiction и комиксам (опять же с позиции "как работать").
2 РАЗДЕЛ - практические занятия (и если вы преподаете в техникуме или вузе, то здесь вы найдете все для работы). Авторы пишут о разных источниках информации в современном обществе, упоминают технологию критического мышления, показывают, как использовать графические организаторы информации, рассказывают, как простроить работу с научными текстами, а также есть главы-практикумы, посвященные написанию эссе и др. видам и жанрам письменных работ. Этот раздел порадовал отличными текстами, подобранными для практической работы. Думаю, что можно их использовать и на уроках русского языка и литературы в старших классах.
В конце книги напечатан список книг, на которые опирались авторы в своей работе, ни много ни мало - 76 позиций. Пока ехала в поезде, отмечала то, что надо перечитать в первую очередь)))
Книга, несмотря на серьезность темы, написана доступным языком. Читается быстро, а материал, который в ней содержится, полезен для филологов.
Хотите убедиться в этом? Вот несколько страничек на правах рекламы (очень надеюсь, что авторы будут не против).
А вот эти 2 странички выкладываю специально. Очень понравился прием, который предлагают использовать авторы. Применила его в 8 классе при знакомстве с рассказом Л. Н. Толстого "После бала". В начале урока дала детям 6 утверждений, в которых делался отсыл к сюжету рассказа. Дети отметили свое отношение к этим фразам, а во время чтения (читали дома) записывали в таблице мнение автора по этим позициям. Урок построила на разборе понятия "антитеза", однако записанное в тетради пригодилось на все 100%.
Комментариев нет:
Отправить комментарий