Классику можно перечитывать по нескольку раз, и все время твой взгляд на героев, живущих вне времени, будет меняться.
Так было и в этот раз. Когда в школе, а потом в ВУЗе мы читали и разбирали пьесу А. Н. Островского "Гроза", то слепо следовали литературоведческим наработкам: Кабаниха и Дикой - представители "темного царства", Катерина - "луч", хоть на миг, но озаривший это болото, а все остальные.... Да что о них говорить!
Пару лет назад, когда волею судьбы вновь вернулась в прочтению классики, осмысление пошло почему-то совсем в другом ключе.
Кабаниха - бедная мать, которая, понимая все про своего никчемного, но горячо любимого сына, старается наладить быт в его семье. И строит-то она свою сноху из благих побуждений: когда Марфы Игнатьевны не станет, мир и согласие останутся в семье сына. Да, она свято верит, что жить надо только по "Домострою", да, она совсем не готова к переменам, которые уже вот - вот наступят в обществе.... Но разве мы с вами далеко от нее ушли? Всем известен анекдот, когда одна дама рассказывает другой о том, как ее дочь и сын обзавелись семьями:
- Боже, как повезло моей дочери: ей муж и кофе в постель, и тапочки, и цветы! Но как не повезло моему сыну: он жене и кофе в постель, и цветы, и тапочки!
И еще парадокс. Почти во всех постановках Кабаниха - это тучная женщина, которой далеко за 60. (Ссылочку на работы детей можно увидеть в комментариях к посту.) Но так ли это? По скромным подсчетам, ей лет 40! И анализируя пьесу с точки зрения Добролюбова, мы рискуем попасть под влияния давно утвердившегося мнения.
(Честно признаюсь, что немного побаивалась этой крамольной мысли о Кабанихе. Побаивалась до тех пор, пока в этом году на семинарах в Михайловском нам профессор университета не высказал точно такую же идею!)
Еще мне очень понравилась версия, вычитанная где-то на просторах интернета, что Катерина - это будущая Кабаниха. Посмотрите повнимательнее на нее: такая же своевольная, набожная (а значит по церковным законам жить будет, а там и до "Домостроя " недалеко.) Просто душа у нее еще неокрепшая была, да Варвара, как истинный змей-искуситель, соблазнила "яблоком" из райского сада. А с ребятами долго спорим на уроках: была ли Катерина сильной личностью, ведь покончила жизнь самоубийством! Что это: проявление силы или слабости? Нет ответа на этот вопрос.
Так ли разнятся Борис и Тихон? Обсуждали с ребятами и пришли к выводу, что абсолютно одинаковые они: "не мужики, а тряпки". И почему же Катерина все таких выбирает?
Чем больше вчитываюсь, тем больше вопросов появляется у меня. И не только у меня, и у ребят. И это хорошо! Пьеса, написанная почти 150 лет назад живет и не стареет, а наоборот, позволяет думать и искать ответы.
Так было и в этот раз. Когда в школе, а потом в ВУЗе мы читали и разбирали пьесу А. Н. Островского "Гроза", то слепо следовали литературоведческим наработкам: Кабаниха и Дикой - представители "темного царства", Катерина - "луч", хоть на миг, но озаривший это болото, а все остальные.... Да что о них говорить!
Пару лет назад, когда волею судьбы вновь вернулась в прочтению классики, осмысление пошло почему-то совсем в другом ключе.
Кабаниха - бедная мать, которая, понимая все про своего никчемного, но горячо любимого сына, старается наладить быт в его семье. И строит-то она свою сноху из благих побуждений: когда Марфы Игнатьевны не станет, мир и согласие останутся в семье сына. Да, она свято верит, что жить надо только по "Домострою", да, она совсем не готова к переменам, которые уже вот - вот наступят в обществе.... Но разве мы с вами далеко от нее ушли? Всем известен анекдот, когда одна дама рассказывает другой о том, как ее дочь и сын обзавелись семьями:
- Боже, как повезло моей дочери: ей муж и кофе в постель, и тапочки, и цветы! Но как не повезло моему сыну: он жене и кофе в постель, и цветы, и тапочки!
И еще парадокс. Почти во всех постановках Кабаниха - это тучная женщина, которой далеко за 60. (Ссылочку на работы детей можно увидеть в комментариях к посту.) Но так ли это? По скромным подсчетам, ей лет 40! И анализируя пьесу с точки зрения Добролюбова, мы рискуем попасть под влияния давно утвердившегося мнения.
(Честно признаюсь, что немного побаивалась этой крамольной мысли о Кабанихе. Побаивалась до тех пор, пока в этом году на семинарах в Михайловском нам профессор университета не высказал точно такую же идею!)
Еще мне очень понравилась версия, вычитанная где-то на просторах интернета, что Катерина - это будущая Кабаниха. Посмотрите повнимательнее на нее: такая же своевольная, набожная (а значит по церковным законам жить будет, а там и до "Домостроя " недалеко.) Просто душа у нее еще неокрепшая была, да Варвара, как истинный змей-искуситель, соблазнила "яблоком" из райского сада. А с ребятами долго спорим на уроках: была ли Катерина сильной личностью, ведь покончила жизнь самоубийством! Что это: проявление силы или слабости? Нет ответа на этот вопрос.
Так ли разнятся Борис и Тихон? Обсуждали с ребятами и пришли к выводу, что абсолютно одинаковые они: "не мужики, а тряпки". И почему же Катерина все таких выбирает?
Чем больше вчитываюсь, тем больше вопросов появляется у меня. И не только у меня, и у ребят. И это хорошо! Пьеса, написанная почти 150 лет назад живет и не стареет, а наоборот, позволяет думать и искать ответы.
Да, Вы правы, Лариса, я играла Кабаниху и считала, что ей никак не 60, а как моя мама. И это не только в просторах Интернета: мы в школе разбирали две линии Катерины - будет ли она Кабанихой, сильная ли она личность. А выбирает женщина всегда, если не любит...
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо за отклик. Мне было бы интересно узнать, что в голове у моих учеников осталось)
УдалитьМатериал очень спорный, к единому мнению по многим вопросам так и не пришли. И это, наверное, хорошо. Значит, есть повод еще раз вернуться, пусть даже лет через 10, и обдумать.