Писатели по-разному входят в нашу жизнь... Начиная с сегодняшнего дня, на протяжении всей следующей недели рядом со мной - Эрнст Теодор Гофман.
(фото с ген. прогона оперы)
Почему же он? Все просто: в пермском театре оперы и балета премьерный показ оперы Ж. Оффенбаха "Сказки Гофмана". Опера звучит на французском языке + русские субтитры. (Надо сказать, что на такую оперу иду впервые.) Ну и естественно, хочется познакомиться с оригиналом.
Что мы знаем об этом писателе? При его фамилии сразу всплывает одна лишь сказка "Щелкунчик", причем знакома она в основном по фильмам, реже по балету П. И. Чайковского. На поверку же оказалось, что список произведений Гофмана огромен. Кроме сказок в нем есть и новеллы, и повести, и романы.
В основу же либретто оперы "Сказки Гофмана" были положены рассказы "Песочный человек" и "Советник Креспель". Если вы читали настоящие, не адаптированные для детей, сказки Ш. Перро и бр. Гримм , то поймете меня. Читать, на самом деле, эти рассказы не так весело. Чувство страха нагнетается с первых слов. Не знаю, ставил ли Гофман своей целью создать "первоклассную страшилку", но у него получилось. Недаром где-то в критических заметках перед этими рассказами стоял знак 14+.
Еще поразило, что автор долго подбирается к основной сюжетной линии. В первом рассказе перед основным действом опубликованы письма главного героя, как бы вводящие читателя в суть происходящего, а во втором - долгое повествование о том, как герой приехал в город, как пытался подружиться с Советником Креспелем и т.д. Где-то на середине теряешь терпение и начинаешь листать быстрее, чем обычно.
Прочитала либретто к опере и сравнила с рассказами. Надеюсь, что пермский режиссер-постановщик ухватил самую суть. Заявлено, как опера о любви! Ну что ж, посмотрим. Осталось недолго.
Здравствуйте, Лариса! Я читала "Житейские воззрения кота Мурра", «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Гофмана и другие произведения еще будучи студенткой филологического факультета. Мистические повести и рассказы (`История с привидением`, `Вампиризм`, `Зловещий гость` и др.) тоже отнесла бы к "страшилкам", которые так или иначе сводятся к битве добра и зла за человеческое сердце....
ОтветитьУдалитьБуду ждать Ваших впечатлений от оперы:))
Анна, отлично помню, что в ВУЗе рассказы Гофмана не казались такими нудными))) Читались быстро и с удовольствием. А вот вчера читала только "из любви к искусству".
УдалитьОб опере обязательно отпишусь.
Лариса, я тоже читала на филфаке Гофмана. И уже тогда было понятно, что недетские это сказки, даже тот же красочный рождественский "Щелкунчик". Гофман - философ. Вот только не помню детали его биографии с чего же у него так все мрачно. Уж, наверняка, есть в биографии какая-то причина.
ОтветитьУдалитьМарина, почитала биографию Гофмана. Вот что есть на Википедии: "Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.
ОтветитьУдалитьСвоё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым." Думаю, что плюсом к этому романтическое направление его писательского труда. Как итог - мрачные сказки и романы. Ну что ж, и такие произведения нужны)))
Лариса, Вы меня повеселили по поводу причины появления его мрачных сказок. Все гениальное - просто: пьяное воображение, как и других классиков. Не буду перечислять, т.к. ряд может быть очень длинным. :)
ОтветитьУдалить